Реклама

Замовити реферат


От партнёров

Интересное

Счетчики
Rambler's Top100

Наша колекція рефератів містить понад 60 тис. учбових матеріалів!

Це мабуть найбільший банк рефератів в Україні.
На сайті «Рефсмаркет» Ви можете скористатись системою пошуку готових робіт, або отримати допомогу з підготовки нового реферату практично з будь-якого предмету. Нам вдячні мільйони студентів ВУЗів України, Росії та країн СНД. Ми не потребуємо зайвої реклами, наша репутація та популярність говорять за себе.

Шукаєте реферат - просто зайдіть на Рефсмаркет!

Тема: «Феномен масовидного поведения:явление заражения, наследования» (ID:33268)

Скачайте документ в формате MS Word*
*Полная версия представляет собой корректно оформленный текстовый документ MSWord с элементами, недоступными в html-версии (таблицы, рисунки, формулы, сноски и ссылки на литературу и т.д.)
СкачатьСкачать работу..
Объем работы:       4 стр.
Размер в архиве:   19 кб.

Тема: Феномен масовидного поведения:явление заражения, наследования(Ира)



Предмет: Социальная психология



Вид роботи:  контрольная  



Кількість сторінок:   10-12  Мова: русский



Строк здачі: 1/04


Содержание




Вступление

Психология масс может рассматривать отдельного человека не только как члена племени, народа, касты, сословия,
но и также как составную часть человеческой толпы, в известное время и для определенной цели организующейся в
массу. Индивид при определенном условии чувствует, думает и поступает совершенно иначе, чем можно было бы от
него ожидать, при включении в человеческую толпу, приобретшую свойство «психологической массы».

Толпа, масса – это не просто арифметическая сумма индивидов, из которых она состоит. Это качественно новое
социально-психологическое образование. Человек, попадая в толпу, изменяется. Толпа, состоящая из большого
количества людей, имеет свои характеристики, законы развития, логику поведения, механизмы действия.

В данной работе рассмотрены феномен массовидного поведения, его наиболее значимые механизмы действия – явления
заражения и подражания (наследования), внушения.


1. ЗАРАЖЕНИЕ


Заражение – процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом
уровне контакта помимо собственно смыслового воздействия или дополнительно к нему [5; 128].

Заражение – бессознательная, спонтанная форма включения личности в определенные психические состояния.
Заражение осуществляется путем передачи определенного психического настроя, обладающего, как правило, огромным
эмоциональным зарядом. Заражение передается не через информацию, а посредством эмоционального состояния
(страх, тревога, экстаз и т.д.). Здесь нет давления сверху. Это нецеленаправленный процесс и
осуществляется невербальными средствами и в подсознательной области. Различают такие формы проявления
заражения, как паника, массовый психоз, спортивный азарт, религиозный экстаз и т.д. Заражение, будучи
одновременным сопереживанием общего острого психического состояния большой группой людей, усиливает групповую
сплоченность, компенсирует внутреннюю недостаточность и индивидуальные колебания.

Это явление с давних пор исследовалось как особый способ воздействия, определенным образом интегрирующий
большие массы людей, особенно в связи с возникновением таких явлений, как религиозные экстазы, массовые
психозы и т.д. Феномен заражения был известен, по-видимому, на самых ранних этапах человеческой истории и имел
многообразные проявления: массовые вспышки различных душевных состояний, возникающих во время ритуальных
танцев, спортивного азарта, ситуаций паники и пр. В самом общем виде заражение можно определить как
бессознательную невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям. Она проявляется не
через более или менее осознанное принятие какой-то информации или образцов поведения, а через передачу
определенного эмоционального состояния, или "психического настроя" [11; 26].

Поскольку это эмоциональное состояние возникает в массе, действует механизм многократного взаимного усиления
эмоциональных воздействий общающихся людей. Индивид здесь не испытывает организованного преднамеренного
давления, но просто бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, лишь подчиняясь ему. Многие
исследователи констатируют наличие особой "реакции заражения", возникающей особенно в больших открытых
аудиториях, когда эмоциональное состояние усиливается путем многократного отражения по моделям обычной цепной
реакции. Эффект имеет место прежде всего в неорганизованной общности, чаще всего в толпе, выступающей
своеобразным ускорителем, который "разгоняет" определенное эмоциональное состояние.

Особой ситуацией, где усиливается воздействие через заражение, является ситуация паники. Паника возникает в
массе людей как определенное эмоциональное состояние, являющееся следствием либо дефицита информации о
какой-либо пугающей или непонятной новости, либо избытка этой информации. Сам термин происходит от имени
греческого бога Пана, покровителя пастухов, пастбищ и стад, вызывавшего своим гневом безумие стада,
бросавшегося в огонь или пропасть по незначительной причине. Непосредственным поводом к панике является
появление какого-то известия, способного вызвать своеобразный шок. В дальнейшем паника наращивает силу, когда
включается в действие рассмотренный механизм взаимного многократного отражения. Заражение, возникающее при
панике, нельзя недооценивать, в том числе и в современных обществах.

Широко известен пример возникновения массовой паники в США 30 октября 1938 г. после передачи, организованной
радиокомпанией Эн-би-си по книге Г. Уэллса "Война миров". Массы радиослушателей самых различных возрастных и
образовательных слоев (по официальным данным, около 1,2 млн. человек) пережили состояние, близкое к массовому
психозу, поверив во вторжение марсиан на Землю. Хотя многие из них точно знали, что по радио передается
инсценировка литературного произведения (трижды это объяснялось диктором), приблизительно 400 тыс. человек
"лично" засвидетельствовали "появление марсиан". Это явление было специально проанализировано американскими
психологами.

Паника относится к таким явлениям, которые чрезвычайно трудно поддаются исследованию. Ее нельзя
непосредственно наблюдать, во-первых, потому, что никогда заранее не известны сроки ее возникновения, во-
вторых, потому, что в ситуации паники весьма сложно остаться наблюдателем: в том-то ее сила и заключается, что
любой человек, оказавшись "внутри" системы паники, в той или иной степени поддается ей.

Исследования паники остаются на уровне описаний, сделанных после ее пика. Эти описания позволили выделить
основные циклы, которые характерны для всего процесса в целом. Знание этих циклов очень важно для прекращения
паники. Это возможно при условии, что находятся силы, способные внести элемент рациональности в ситуацию
паники, определенным образом захватить руководство в этой ситуации. Кроме знания циклов, необходимо также и
понимание психологического механизма паники, в частности такой особенности заражения, как бессознательное
принятие определенных образцов поведения. Если в ситуации паники находится человек, который может предложить
образец поведения, способствующий восстановлению нормального эмоционального состояния толпы, есть возможность
панику прекратить.

Важным вопросом при исследовании заражения является вопрос о той роли, которую играет уровень общности оценок
и установок, свойственных массе людей, подверженных психическому заражению. Хотя вопрос этот недостаточно
изучен в науке, в практике найдены формы использования этих характеристик в ситуации заражения. Так, в
условиях массовых зрелищ стимулом, включающим предшествующую заражению общность оценок, например, популярного
актера, являются аплодисменты. Они могут сыграть роль импульса, вслед за которым ситуация будет развиваться по
законам заражения. Знание такого механизма использовалось, в частности, в фашистской пропаганде, где была
разработана особая концепция повышения эффективности воздействия на открытую аудиторию путем доведения ее до
открытого возбуждения: до состояния экстаза. Нередко к этим приемам прибегают и другие политические лидеры.

Мера, в которой различные аудитории поддаются заражению, зависит от общего уровня развития личностей,
составляющих аудиторию, и – более конкретно – от уровня развития их самосознания. В этом смысле справедливо
утверждение, что в современных обществах заражение играет значительно меньшую роль, чем на начальных этапах
человеческой истории. Справедливо отмечено, что чем выше уровень развития общества, тем критичнее отношение
индивидов к силам, автоматически увлекающим их на путь тех или иных действий или переживаний, тем,
следовательно, слабее действие механизма заражения [5; 79].

Традиция, сложившаяся в социальной психологии, обычно рассматривает феномен заражения в условиях




© 2007-2017 Банк рефератів | редизайн:bogoiskatel