Реклама

Замовити реферат


От партнёров

Интересное

Счетчики
Rambler's Top100

Наша колекція рефератів містить понад 60 тис. учбових матеріалів!

Це мабуть найбільший банк рефератів в Україні.
На сайті «Рефсмаркет» Ви можете скористатись системою пошуку готових робіт, або отримати допомогу з підготовки нового реферату практично з будь-якого предмету. Нам вдячні мільйони студентів ВУЗів України, Росії та країн СНД. Ми не потребуємо зайвої реклами, наша репутація та популярність говорять за себе.

Шукаєте реферат - просто зайдіть на Рефсмаркет!

Тема: «Эпоха Ренессанса как этап развития европейской философии» (ID:33221)

Скачайте документ в формате MS Word*
*Полная версия представляет собой корректно оформленный текстовый документ MSWord с элементами, недоступными в html-версии (таблицы, рисунки, формулы, сноски и ссылки на литературу и т.д.)
СкачатьСкачать работу..
Объем работы:       6 стр.
Размер в архиве:   28 кб.

Заказ 3117 – философия

Тема: ”Эпоха Ренессанса как этап развития европейской философии” Cодержание




Вступление


Эпоха Возрождения вполне оправдывает свое название эпохи. Это был значительный по временным рамкам и масштабам
событий период в истории Западной Европы. Слово ”Возрождение” дает ему только приблизительное значение,
которое не отражает всей сути и широты спектра событий, происходивших в то время. Коренные изменения
произошли во всех областях жизни общества, в том числе, они значительным образом отразились на перемене
философских взглядов.

Нельзя было в этой небольшой работе осветить все аспекты трансформации философской мысли Возрождения. Мною
рассмотрены только такие важные вопросы, как: причины, исторические условия возникновения Возрождения и
ренессансной философии; философские взгляды наиболее характерных для той эпохи мыслителей; появление новых
философских направлений, связанных с дальнейшим развитием общественной организации и ее политической
структуры, местом человека в этой структуре.

К сожалению, только поверхностно отмечены философские аспекты развития культуры, науки, искусства. Культурные
деятели Ренессанса, безусловно, внесли весомый вклад в становление нового мировоззрения. Творения этих людей
стали свидетельством изменений, которые происходили в то время.

Не отражена полностью в работе и та острая борьба, которая имела место на протяжении всего ренессансного
периода между схоластами, приверженцами церкви, и ”новыми” философами. Появление ”новых” философов и
перерождение в них некоторых бывших схоластов было связано с переосмыслением трудов античных мыслителей,
произведения которых к началу ХIV века стали широкодоступными.

В основу работы положены работы зарубежных и отечественных авторов.


1. РЕНЕССАНС – КАЧЕСТВЕННО НОВЫЙ ПЕРИОД ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ИСТОРИИ


Считается, что начало эпохи Ренессанса было в Италии и связано с развитием новых подходов в развитии культуры.
Неслучайно, практично, все книги, что рассказывают про Возрождение, всегда начинают свое повествование с
”Божественной комедии” Данте Алигьери и творчества поэта Франческо Петрарки. Данте первым публично показал
новый взгляд на человека и его отношение к Богу. А Петрарка не боялся открыто полемизировать с
философами-схоластами, хотя в те времена это было очень небезопасно. Он критикует ряд религиозных догматов,
выступает против культа Аристотеля. Они „как в своих поэтических произведениях, так и в философских трактатах
проводят идею ценности земной жизни, критического отношения к официальной религии и ее представителям и,
главное, постулируют новое отношение к Человеку, его чувствам, его месту в мире”.


Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия, М.: ИНФРА-М, 2004. – С.47.

Кроме Данте и Петрарки, значительное количество представителей итальянского искусства приняло участие в
формировании новых взглядов на человека, поэтому эпоху Возрождения называют эпохою художественно-эстетичною, а
философское мышление этого периода – антропоцентричным.

Из Италии стало набирать силу свежее течение, вовлекая другие области Италии, затем Франции, Испании, сообщая
свои идеи и открытия художникам и мыслителям Германии, Англии, Нидерландов, Польши, Чехии, балканских
государств, заражая уверенностью в новых возможностях человека.

Впервые Европа могла объединиться на почве идей, имевших не ортодоксально-религиозный, но общечеловеческий,
гуманистический характер. В этих процессах возрождались мечты и идеи о безграничных возможностях человека.
Реально механизм появления и распространения ренессансных идей намного сложнее, и вряд ли только деятельность
Данте и Петрарки могла этому способствовать. Надо учитывать, что значительные изменения происходили во многих
областях общественной, политической и церковной жизни, которые совершались одновременно с развитием новых
культурологических подходов.

В экономике – это эпоха Великих географических открытий и первоначального накопления капитала, сменившаяся
жестоким дележом колоний и эксплуатацией завоеванного населения, что привело к колониальным войнам; в политике
– борьба за самостоятельность городов и союзов торговых городов, завершившаяся складыванием монархических
абсолютистских государств, в культуре – стремительное развитие всех искусств, творчество великих мастеров
поэзии, живописи, которые прославляли красоту человеческого духа и тела.


Возрождение – переходный этап от старого к Новому времени, по времени растянутый во многих регионах Европы
более чем на три столетия. Противоречивость, которая характерна для него, выражается в том, что гуманисты,
формулируя идеал свободной личности, ее безграничных познавательных и деятельных возможностей, сознательно
ограждали себя от старых традиционных форм натуральной жизни с ее феодальным правом, ортодоксальным
католичеством и религиозным послушанием. Они провозглашали идеалы новой культуры, но оказалось, что жизнь
далека от этих идеалов. Противоречие эпохи состояло не только в том, что на смену средневековому образу жизни
приходили другие веяния. Противоречие эпохи заключалось еще в том, что возможности культуры, обнаруженные
гуманистами в новой жизни, не могли столь идеально и красиво, как они думали, реализоваться.

Конечно, история всегда событийна и факты говорят сами за себя. Непрерывные войны, страшные эпидемии чумы,
оставлявшими пустыми целые города, жестокость первых колонизаторов и первые классовые столкновения –восстания
городских низов и борьба за привилегии высшей городской знати, пылавшие костры инквизиции, продажность тиранов
и „светские привычки” пап, открыто устраивающих свадьбы своих многочисленных отпрысков, турецкое владычество,
ставшее для Европы реальностью и, наконец, религиозные войны – все это повседневность той эпохи. Скорее всего,
личность человека, опоэтизированная в творениях искусства, в реальной жизни не сильно изменилась по сравнению
со ”старым” временем.

Гуманисты, оглядываясь в Античность, оставались безусловными христианами. В своих взглядах они соединили два
равновеликих мира –Античность и Христианское средневековье. Таким образом, Возрождение задает неизвестное
доныне временное единство – духовную историю человечества. Оставаясь христианами и не посягая на права Святой
церкви, не отрекаясь от Всевышнего, а лишь стараясь прояснить Его главный замысел относительно человека.
Гуманисты вписали в реальный мир итальянской, а затем и всей европейской повседневности труды, язык и ученья
древних римлян и греков. Европа впервые ощутила живую связь времен.

Термин „гуманизм” неоднозначен и имеет разный смысл в разных культурах. Ввели его „новые люди” эпохи
Возрождения, перетолковав по-своему античного философа и оратора Цицерона. У них это означало ревностное
изучение всего, что составляет целостность человеческого духа, так как „humanitas” у Цицерона обозначает
полноту и нераздельность многообразной природы человека.

Плодом теоретических поисков философов Возрождения явилась оригинальная концепция, в которой сочетался синтез
античных и христианских идеалов. Эту концепцию можно назвать христианским пантеизмом, в котором Природа и Бог
сливаются в одно неразрывное целое. Весь мир, по мысли гуманистов, создан Богом, в нем разлита Божья благодать
и мудрость.

В целом, Возрождение можно „расслоить” на следующие разнообразные по своему содержанию, но целостные
культурно-исторические пласты, которые подпитывали философскую мысль того времени:

1. Европейский гуманизм (Альберти, Валла, Эразм Роттердамский, Монтень, Мор). Он как идеология Возрождения
сыграл главную роль в обновлении общей культуры эпохи. Прежде всего, он сформировал новое отношение к
человеческой личности, признал индивидуальность одним из самых ценных человеческих качеств.

2. Наука эпохи Возрождения (Леонардо да Винчи, Коперник, Галилей, Кеплер и др.). В эпоху Возрождения
формируются основы современного естествознания, современный образ науки. Для Кеплера и Галилея наука
занимается отношениями, которые можно выразить числом, в математической форме, а традиционно считавшиеся
научными вопросы о сущности мира, о смысле жизни и т.д. отодвигаются на второй план как не поддающиеся
научному анализу.

3. Реформация (Лютер, Кальвин, Мюнцер), борьба против католической церкви, которая повлекла за собой переворот
не только в светской, но и в духовной культуре. На уровне обыденной жизни протестантизм стал религией, которая
проникла, в прямом смысле, в каждый дом. Рост всеобщей образованности. В политике протестантизм становится




© 2007-2017 Банк рефератів | редизайн:bogoiskatel