Реклама

Замовити реферат


От партнёров

Интересное

Счетчики
Rambler's Top100

Наша колекція рефератів містить понад 60 тис. учбових матеріалів!

Це мабуть найбільший банк рефератів в Україні.
На сайті «Рефсмаркет» Ви можете скористатись системою пошуку готових робіт, або отримати допомогу з підготовки нового реферату практично з будь-якого предмету. Нам вдячні мільйони студентів ВУЗів України, Росії та країн СНД. Ми не потребуємо зайвої реклами, наша репутація та популярність говорять за себе.

Шукаєте реферат - просто зайдіть на Рефсмаркет!

Тема: «Современная социальная психология и проблемы гендера» (ID:33003)

Скачайте документ в формате MS Word*
*Полная версия представляет собой корректно оформленный текстовый документ MSWord с элементами, недоступными в html-версии (таблицы, рисунки, формулы, сноски и ссылки на литературу и т.д.)
СкачатьСкачать работу..
Объем работы:       8 стр.
Размер в архиве:   34 кб.

Заказ 1806.


Первая работа из пяти


Предмет: Основы гендерной теории


Тема работы: Современная социальная психология и проблемы гендера

Содержание




Вступление

Различия между мужчинами и женщинами имеют сложный характер. Возникновение данной проблематики в значительной
мере обусловлено политическими движениями XIX в., с требованиями предоставить женщинам равные права с
мужчинами, покончить с субординацией, сексизмом и неравным доступом к власти, а также как осознание
потребности в развитии знания о взаимоотношениях полов в обществе.

Социальная психология – это наука, изучающая, как общество влияет на мысли, чувства и поведение отдельного
человека. А ее подраздел – социальная психология гендера – занимается исследованием социальных норм,
обусловливающих то, как реагируют на половые различия отдельный человек, группа или целое культурное
сообщество. Сегодня ситуация сложилась так, что практически любое социально-психологическое исследование
гендера очень политизировано, роль науки скорее состоит здесь не в изучении мира, а в продвижении принципа
равноправия полов. Социальная психология гендера во многом совпадает с целями феминистского движения, хотя
последнее занимается скорее политическим, экономическим и социальным равноправием мужчин и женщин. Кроме
этого, социальная психология в любом случае пересекается с гендерными исследованиями, поскольку изучать
условия, которые формируют и поддерживают социальное поведение, означает изучать то, как культура выстраивает
гендер.

Изучая стереотипы, предрассудки и дискриминацию, социальная психология вплоть до конца 60–70-х годов
практически игнорировала гендерные отношения и даже не рассматривала женщин как дискриминируемую социальную
группу. Гендерные исследования сдвинулись с мертвой точки лишь когда в науку пришло новое поколение – целая
плеяда вдохновленных феминистским движением женщин, которые работали в научных программах по социальной
психологии и на собственном опыте прочувствовали, что значит находиться на правах «слабой половины»
человечества.


1. Визначення проблемы гендера.


В современной науке существует несколько концепций гендера. Это обусловлено как относительной "молодостью"
гендерного подхода, так и сложностью самого феномена. Для всех из них базовым положением является различение
понятий пол (sex) и гендер (gender). Пол – это термин, который обозначает те анатомо-биологические особенности
людей (в основном – в репродуктивной системе), на основе которых люди определяются как мужчины или женщины.
Его следует употреблять только в отношении характеристик и поведения, которое вытекает непосредственно из
биологических различий между мужчинами и женщинами. Гендер – это сложный социокультурный конструкт: различия в
ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках между мужским и женским, творимые
(конструируемые) обществом.

В рамках этого подхода гендер понимается как организованная модель социальных отношений между женщинами и
мужчинами, не только характеризующая их межличностное общение и взаимодействие в семье, но и определяющая их
социальные отношения в основных институтах общества (а также и определяемая – или конструируемая ими). Гендер,
таким образом, трактуется как одно из базовых измерений социальной структуры общества, который вместе с
другими социально-демографическими и культурными характеристиками (раса, класс, возраст) организует социальную
систему.

Социальное воспроизводство гендерного сознания на уровне индивидов поддерживает основанную на признаке пола
социальную структуру. Воплощая в своих действиях ожидания, связанные с их гендерным статусом, индивиды
конституируют гендерные различия и, одновременно, обусловливаемые ими системы господства и властвования. Во
многих обществах женщин и мужчин не только воспринимают, но и оценивают по-разному, обосновывая гендерными
особенностями и разницей в их способностях различия в распределении власти между ними. Осознание гендерной
принадлежности – конституирующий элемент социальных отношений, основанный на воспринимаемых различиях между
полами, а пол – это приоритетный способ выражения властных отношений.

Гендер конструируется через определенную систему социализации, разделения труда и принятые в обществе
культурные нормы, роли и стереотипы. Принятые в обществе гендерные нормы и стереотипы в определенной степени
определяют психологические качества (поощряя одни и негативно оценивая другие), способности, виды
деятельности, профессии людей в зависимости от их биологического пола. При этом гендерные роли и нормы не
имеют универсального содержания и значительно различаются в разных обществах. В этом смысле быть мужчиной или
женщиной означает вовсе не обладание определенными природными качествами, а выполнение той или иной роли.

В современных социальных и гуманитарных исследованиях гендер используется не как неизменная и универсальная
конструкция. Понятие гендер означает не вещь или предмет, не много вещей или предметов, а комплексное
переплетение отношений и процессов. Необходимо мыслить отношениями, чтобы из аналитической категории гендера
вывести культурную реальность – как в прошлом, так и в настоящем. Понятия „феминный” и „маскулинный” стали
активно использоваться вместе с разработкой концепции гендера и употребляются в гендерных исследованиях для
обозначения культурно-символического смысла "женского" и "мужского".

Исходя из этого, гендер можно определить как: 1 – различие между мужчинами и женщинами по анатомическому полу
(общее значение). 2. –социальное деление, часто основанное на анатомическом поле, но не обязательно
совпадающее с ним (социологическое значение). Таким образом, социологическое использование термина может
отличаться от повседневного.

Социологи и социальные психологи утверждают: пол относится к биологическим характеристикам, в соответствии с
которыми люди делятся на категории «мужчина», «женщина» или в редких случаях «гермафродит» (когда
характеристики обоих полов фактически или явно объединены), а гендер – к социальным и
социально-психологическим атрибутам, подразделяющим людей на категории «мужской», «женский» или
«гермафродитный» (когда характеристики обоих гендеров преднамеренно или непреднамеренно объединены). По мнению
многих социологов, в социологическом дискурсе гендер должен применяться тогда, когда касается социально
созданного деления общества на тех, кто относится к мужчинам, и тех, кто – к женщинам. В то время как
«мужчина» и «женщина» являются терминами, зарезервированными за биологическими различиями между ними, а также
мальчиками и девочками, «мужское» и «женское» относится к сформированным культурой чертам поведения и видам
темперамента, считающимися социально соответствующими полам. Эти черты изучаются посредством сложного и
продолжительного процесса социализации.

Психологи и социологи подчеркивали, что гендер определяется не биологически, а социально и посредством
культуры, являясь культурно и исторически относительным. Его значение, интерпретация и выражение изменяются и
внутри, и между культурами, служа объектом исторических перемен. Социальные факторы – класс, возраст, раса и
этнос – тоже образуют особое значение, выражение и опыт гендера, выделяя тот факт, что его нельзя уравнивать
каким-либо упрощенным способом с полом или сексуальностью.

Гендер, таким образом, это – социальный пол. В английском языке разграничиваются понятия социального пола
(«gender») и биологического («sex»). Терминологически понятие гендера оформилось в процессе теоретического
развития феминизма, а затем и собственно гендерных исследований. Современная социальная психология
последовательно и весьма продуктивно разрабатывает данное понятие как одно из важнейших для анализа оснований
социальности и ее форм. Смысл понятия «гендер» заключен, прежде всего, в идее социального моделирования или
конструирования пола. Социальный пол конструируется социальной практикой. В обществе возникает система норм
поведения, предписывающая выполнение определенных половых ролей; соответственно возникает жесткий ряд
представлений о том, что есть «мужское» и «женское» в данном обществе, гендер – совокупность социальных
репрезентаций, а не природой закрепленная данность. Гендер – культурная маска пола, то, что мы думаем о поле в
границах наших социокультурных представлений. Более того, пол и есть только гендер, т. е. то, что стало полом




© 2007-2018 Банк рефератів | редизайн:bogoiskatel