Реклама

Замовити реферат


От партнёров

Интересное

Счетчики
Rambler's Top100

Наша колекція рефератів містить понад 60 тис. учбових матеріалів!

Це мабуть найбільший банк рефератів в Україні.
На сайті «Рефсмаркет» Ви можете скористатись системою пошуку готових робіт, або отримати допомогу з підготовки нового реферату практично з будь-якого предмету. Нам вдячні мільйони студентів ВУЗів України, Росії та країн СНД. Ми не потребуємо зайвої реклами, наша репутація та популярність говорять за себе.

Шукаєте реферат - просто зайдіть на Рефсмаркет!

Тема: «Идентичность» (ID:31117)

Скачайте документ в формате MS Word*
*Полная версия представляет собой корректно оформленный текстовый документ MSWord с элементами, недоступными в html-версии (таблицы, рисунки, формулы, сноски и ссылки на литературу и т.д.)
СкачатьСкачать работу..
Объем работы:       7 стр.
Размер в архиве:   27 кб.

Заказ 846. Психология


Идентичность Содержание






Вступление


Психология, занимаясь изучением тайн внутреннего мира человека, неоднократно вставала в тупик перед сложностью
их постижения. Одним из таких периодов психологии считается конец ХІХ – начало ХХ века, когда практически
исчерпал себя метод интроспекции и возник определенный кризис в науке "про душу". Однако на помощь
психологической науке пришло учение Зигмунда Фрейда, которое зародилось и окрепло именно в этот период.
Открытие сферы бессознательного в психике человека сделало революционный переворот в понимании и объяснении
многих психологических явлений, помогло разработать методы лечения душевных и нервных болезней. Акцентируя
внимание на том, что сфера бессознательного находится где-то в глубинах человеческого сознания, такую
психологию стали называть глубинной, и многие ученые посвятили свою деятельность изучению психики именно в
этом направлении.

Важным направлением глубинной психологии считается разработка понятия "идентичность", благодаря которому
пояснялись многие особенности поведения человека в обществе, взаимоотношений между людьми, некоторые
психические болезни и аномалии развития личности. Тем не менее, это понятие неоднократно уточнялось,
подвергалось сомнению и критиковалось разными учеными. В данной работе рассмотрены варианты понимания этого
термина, а особенно – результаты научной деятельности американского психолога Эрика Эриксона.


1. Проблема идентичности в современной психологии.


Идентичность (Identity) – относительно продолжительное, но не обязательно стабильное восприятие индивидом себя
как уникального, когерентного, единого во времени. Чувство идентичности как субъективное переживание возникает
с осознанием человеком того, что он существует как индивид в мире среди других сходных внешних объектов, но
обладает и собственными желаниями, мыслями, воспоминаниями и внешним видом, отличными от других. Таким
образом, термин «идентичность» означает одновременно и устойчивую внутреннюю тождественность и устойчивое
сходство некоторых основных свойств с другими людьми 


Психоаналитические термины и понятия: Словарь / М. Барнес (ред.). М., Независимая фирма "Класс", 2000. с.
46..

В ходе рассмотрения понятия „идентичность” следует различать разные его смыслы, которые хоть и есть смежными
с основным, однако не являются тождественными. Разные ученые изучали идентичность, но в разных ее аспектах:
Эриксон, Бернс, Кон, Ремшмидт.

Большинство авторов определяет "Я"-концепцию (самосознание, схему "Я") как представление о себе или как
совокупность частных представлений о себе, образов "Я", самооценок. Идентичность, или "Я", рассматривается как
интегрирующее эти самооценки начало, как некоторый стержень, на который "нанизываются" частные представления
о себе, и одновременно – как регулятивное начало, инстанция, обеспечивающая не только целостность и
согласованность представлений о себе, но и целостность, последовательность поведения. Понятия "Я" и
"идентичность" можно рассматривать как взаимозаменяемые термины, обозначающие целостность и непрерывность
личности, а "Я"-концепция – как осознаваемая часть идентичности.

В соответствии с разными подходами в психологии выделяются и определяются следующие аспекты идентичности:

– "представление о себе" – "поведение (самопрезентация)" – в работах Бернса, Столина, Гофмана, Секорда;

– "социальное Я" – "персональное Я" ("социальная идентичность" – "персональная идентичность") – в работах
Джемса, Кона, Тэшфела, Тернера;

– "реальное Я" – "идеальное Я" – в исследованиях Розенберга, Каплана, Хорни;

– "наличное Я" – "возможные Я"– Маркус, Нариус.

Кроме этого вопросами идентичности занимались Э. Эриксон и Дж. Марсиа. Эрик Эриксон разрабатывал классификацию
разных аспектов идентичности. Он понимал идентичность как явление, которая существует в развитии, а виды
идентичности – как различные стадии. Марсиа рассматривал состояния развития идентичности.

Большинство исследователей, говоря о влиянии "Я"-концепции на поведение личности, вводят понятие
самопрезентации, определяя ее как "процесс сообщения другим людям, чем мы являемся, или поведенческое
выражение того, что мы чувствуем в свой адрес и думаем о себе". Выделяются две наиболее общие функции
самопрезентации: защитная (намеренное произведение на окружающих определенного впечатления) и смысловая
(подтверждение своей "Я"-концепции или самопознание).

Наиболее подробно самопрезентация с точки зрения ее защитной функции рассматривалась в рамках
интеракционистской ориентации Гофмана и Секорда. Однако, по мнению ряда авторов, самопрезентация включает в
себя не только стремление произвести на других определенное впечатление, но и демонстрацию мыслей и чувств.
Обсуждая соотношение защитной и смысловой функций самопрезентации, необходимо отметить, что люди различаются
по своей склонности к намеренному конструированию впечатления о себе: одни склонны все время контролировать
свое поведение в соответствии с ожиданиями социального окружения, другие ведут себя спонтанно, следуя в
поведении скорее внутренним ориентирам, нежели опираясь на ожидания социального окружения

Идентичность играет важное значение в регуляции поведения. Роль этого аспекта Я в регуляции поведения
анализировалась еще Дж. Мидом в контексте проблемы соотношения социальной детерминации и свободы личности. Из
теоретических размышлений Дж. Мида следует вывод о том, что "Он" ("Я-глазами-других") обеспечивает нормативную
активность, "Я" ("Я-как-есть"), напротив, регулирует собственную, сверхнормативную активность личности.

Этот тезис находит продолжение в концепциях современных когнитивно ориентированных психологов. Так, в теории
социальной идентичности А. Тэшфела и теории самокатегоризации Дж. Тернера "сдвиг" идентичности к полюсу
социальной самокатегоризации "определяет межгрупповое (т.е. нормативное) поведение, а к полюсу личностной
самокатегоризации – межличностное поведение" 

Тернер Дж, Оукс П.Дж., Хэслэм С.А., Девид В.В. Социальная идентичность, самокатегоризация и группа
/Иностранная психология. – 1994. №2. – С.12..

На близких основаниях, а именно, на основании того, в какой мере индивид в своем поведении склонен
руководствоваться интересами группы, к которой он принадлежит (т.е. склонен к коллективизму), или, напротив,
собственными интересами (т.е. склонен к индивидуализму), построена типология личностей, широко используемая в
этнопсихологии.

Наиболее подробное описание мотивов, способов самоопределения, взаимоотношений с окружающими и наиболее
типичных чувств, свойственных "индивидуалистам" и "коллективистам", приводят когнитивно ориентированные
психологи Х. Маркус и Ш. Китаяма, различающие два типа Я в зависимости от способа самоопределения:
"независимое Я" и "взаимозависимое Я". Если провести параллель между теорией социальной идентичности А.
Тэшфела и Дж. Тернера, становится очевидным ее сходство с концепцией Х. Маркуса и Ш. Китаямы. В "Я"-концепции
обладателей "взаимозависимого Я" преобладает социальная идентичность, поскольку они склонны описывать себя в
терминах социальных ролей, а основа их самоотношения – соответствие ожиданиям окружающих. В "Я"-концепции
обладателей "независимого Я" преобладает личная идентичность, поскольку они более склонны описывать себя в
терминах психологических черт и основой их самоотношения является способность выражать свои личные качества.

Исследования Х. Маркуса и Ш. Китаямы позволяют выделить следующие важные для данного исследования различия
роли Я в детерминации активности: 1) детерминированность поведения обладателей "взаимозависимого Я"
социальными ролями и ожиданиями социального окружения; их меньшую толерантность к противоречию и, как
следствие, меньшую эффективность в ситуации неопределенности; 2) большую креативность, и, как следствие,
большую адаптивность в ситуации неопределенности обладателей "независимого Я", их тенденцию меняться не под
влиянием внешних условий, а в результате самодетерминации, что в нашем понимании означает их большую
надситуативную активность.

Роль "идеального Я" определяется в регуляции поведения. Дихотомия "реальное Я" – "идеальное Я" обычно




© 2007-2017 Банк рефератів | редизайн:bogoiskatel