Реклама

Замовити реферат


От партнёров

Интересное

Счетчики
Rambler's Top100

Наша колекція рефератів містить понад 60 тис. учбових матеріалів!

Це мабуть найбільший банк рефератів в Україні.
На сайті «Рефсмаркет» Ви можете скористатись системою пошуку готових робіт, або отримати допомогу з підготовки нового реферату практично з будь-якого предмету. Нам вдячні мільйони студентів ВУЗів України, Росії та країн СНД. Ми не потребуємо зайвої реклами, наша репутація та популярність говорять за себе.

Шукаєте реферат - просто зайдіть на Рефсмаркет!

Тема: «Основное содержание философских учений Ионийской философии» (ID:33537)

Скачайте документ в формате MS Word*
*Полная версия представляет собой корректно оформленный текстовый документ MSWord с элементами, недоступными в html-версии (таблицы, рисунки, формулы, сноски и ссылки на литературу и т.д.)
СкачатьСкачать работу..
Объем работы:       6 стр.
Размер в архиве:   28 кб.

рождаемся, благодаря его влиянию, значит, он бесконечен и щедр, чтобы никогда не убывать". По этой причине
Анаксимен полагает воздух божественным, как и двое других милетцев, его предшественников.

Остается прояснить, почему же Анаксимен выбрал в качестве начала воздух. Следуя необходимости ввести некий
"физис", из которого были бы выводимы все вещи наиболее логичным и рациональным способом, он нашел в воздушном
элементе, благодаря его наиболее подвижной природе и постоянным изменениям, основу для вариаций и
трансформаций. Конденсируясь, воздух охлаждается и превращается в воду, затем в землю; ослабляясь и
расширяясь, он нагревается и становится огнем. "Анаксимен говорил, – свидетельствует предание, – что холодное
– это материя, которая сопротивляется и, конденсируясь, уплотняется, в то время как горячее – это материя
расслабленная и расширенная." "Значит, – не без основания говорил Анаксимен, – что рот человека испускает и
горячее и холодное; дыхание охлаждается, если проходит через сжатые губы, напротив, через открытый рот
становится горячим, ослабляясь" 

Канке В.А. Философия, М., Логос, 2001. – С. 43..

Количественные изменения начальной реальности порождают, таким образом, все остальное. В определенном смысле
именно Анаксимен дает наиболее строгое и логичное выражение милетской мысли, поскольку с процессами
"уплотнения" и "разрежения" вводится принцип динамической причины, о которой не было речи у Фалеса,
Анаксимандр же разрабатывал ее, опираясь на орфические понятия. Анаксимен приводит причину в совершенную
гармонию с началом, "физисом". Понятно, что выражение Анаксимена стало парадигматическим, стало моделью
ионийской мысли. И когда в V в. до н.э. начнется оживление этой мысли именно "физис" как воздух-начало
Анаксимена будет принят с воодушевлением.






5. ГЕРАКЛИТ – СОЗДАТЕЛЬ ДИАЛЕКТИКИ


Гераклит из Эфеса (544/540/535 – 483/480/475) – древнегреческий философ, представитель ионийской философии,
основатель первой исторической или первоначальной формы диалектики. Аристократ по рождению, происходил из
знатнейшего рода Кодридов – основателей Эфеса (имел наследственный титул царя-жреца, от которого отрекся в
пользу брата). Отвергал традиционное неписанное право элиты, веря в устанавливаемый государством закон, за
который должно сражаться как за родной город.

Сочинение Гераклита "О природе" ("О Вселенной, о государстве, о богословии") дошло до нас в 130 (по другим
версиям – 150 или 100) отрывках. Был прозван "темным" (за глубокомысленность) и "плачущим" (за трагическую
серьезность) мыслителем (по Гераклиту, люди живут в эпоху упадка бытия, при которой будущее еще ужаснее
настоящего).

Он написал книгу "О природе", откуда до нас дошло множество фрагментов в виде серии афоризмов в туманном
стиле, напоминающих сентенции оракулов, которые обычно общались только с теми, с кем желали, и держались
подальше от толпы. Это он делал с целью избежать презрения и насмешек тех, кто, считая вещи внешне простыми,
полагали, что понимают их, в действительности, ничего не понимая. За то он и был прозван Гераклитом Темным.

Милетцы обратили внимание на универсальный динамизм вещей, на то, что вещи возникают, растут и гибнут, и все
миры подчинены этому процессу. Они считали этот динамизм существенной характеристикой первоначала, которое
порождает, поддерживает и впитывает все вещи. Но лишь Гераклит глубоко раскрыл эту тему. "Все движется", "все
течет", "panta rhei", ничто не остается недвижным и постоянным, все изменяется и превращается без исключения.
В двух его известных фрагментах читаем: "Нельзя войти в одну и ту же реку дважды и нельзя тронуть дважды нечто
смертное в том же состоянии, но, по причине неудержимости и быстроты изменения, все рассеивается и собирается,
приходит и уходит"; "Мы входим и не входим в одну и ту же реку, мы те же самые и не те же самые" 

Канке В.А. Философия, М., Логос, 2001. – С. 81..

Согласно Гераклиту, "космос" (первое употребление слова в философском контексте как синоним термина "мир") не
создан никем из богов и никем из людей, а всегда был, есть и будет вечно живым огнем (сакральная
метафора – "чистая сущность", "невоспринимаемый субстрат"), мерами воспламеняющимся и мерами угасающим.
Божественный первоогонь – чистый разум ("огонь" у Гераклита обладает жизнью, сознанием, провиденциальной
волей, правит Вселенной, носитель космического правосудия и Судия, карающий грешников в конце времен) суть
"логос". Мыслитель использовал это греческое слово в смысле "слово", "речь" , а также в значении "понятие".
"Логос" порождает через борьбу и расколы множественность вещей ("путь вниз").

Логос у Гераклита – это также божество, правящее миром; верховный разум; всеобщий закон взаимопревращения
вещей, а также количественных отношений этого процесса; учение самого Гераклита. Согласие и мир через
"оцепенение" циклично возвращаются в состояние первоогня ("путь вверх"). Из Единого все происходит, и из
всего – Единое (либо "одно" и "многое" или "все" – как фундаментальная оппозиция мировоззрения Гераклита.). В
онтологии, космологии, теологии философ утверждал примат "одного" над "многим". Все, непрерывно изменяясь,
обновляется. Все течет в соответствии с постижимым лишь для немногих Логосом, господствующим во всем и
правящего всем посредством всего. Познание его, подчинение ему – подлинная мудрость. Последняя дарит человеку
душевную ясность ("я искал самого себя") и высшее счастье. (Хотя в основе познания, по мнению философа лежат
ощущения, только мышление приводит к мудрости.) Внимающие логосу и живущие "по природе" достигают
огнесоразмерного просветления ума и становятся богами при жизни.

"Мир как речь", у Гераклита, нельзя прочитать, не зная языка, на котором она написана. ("Бытие любит
прятаться".) Философия, по Гераклиту, – это искусство верной интерпретации и разделения чувственного текста
на "слова и вещи". Каждое слово-понятие призвано объединять ("мудрость в том, чтобы знать все как одно") в
себе соответствующую пару противоположностей. Люди неверно расшифровывают этот мир: "большинство не
воспринимает вещи такими, какими встречает их (в опыте)... но воображает". Люди погружены в себя,
"присутствуя, отсутствуют" и видят лишь сновидения. Борьба, как считал философ, – "отец", "царь" всех вещей,
раскрывающая в людях и рабов, и свободных, и богов.

Политеизм Гераклит призывал сменить единобожием: "Признавать одно Мудрое Существо: Дух, могущий править всей
Вселенной". В истории философии этот мыслитель более всего известен и заметен благодаря своим наработкам в
области диалектики. Именно Гераклиту, как никому другому, впервые удалось четко артикулировать ростки всех
предшествующих диалектических идей. Так, общеизвестным мыслям об изменениях философ придал
абстрактно-всеобщую, философскую форму, не лишенную, однако, яркой образности и символизма ("в одну и ту же
реку нельзя войти дважды"). Идея об изменениях оказалась объединенной у Гераклита с идеей единства и борьбы
противоположностей (идея Единого, приведения к Одному, единства). С ней в учении Гераклита сосуществовала
мысль о раздвоении этого Единого и вычленения из него противоположностей, которые, по мнению философа, носят
всеобщий характер. Это означает, как думал Гераклит, что они имеют место везде и всегда, являясь, как это не
парадоксально, конструктивной основой самого существования как такового.

Во многом именно благодаря этому философу диалектические идеи становятся существенной компонентой
историко-философских концепций, раскрывая сложность и противоречивость процесса познания, а также
относительный и ограниченный характер человеческих знаний о действительности и себе самом. Принято
полагать, что диалектика Гераклита оказала значимое влияние на Платона и многих других античных философов.
Своеобразный ренессанс идей Гераклита наблюдается в ХІХ в. у Гегеля, Ницше, а также в ХХ в. – у Шпенглера,
Хайдеггера и др.

Гераклит одним из первых обращает внимание на характер человеческого сознания. Познание, согласно его
взглядам, стремится постичь сущность, т.е. логос. Значительное внимание он уделяет отличию «многознания» от
подлинной мудрости. «Многознание» в отличие от подлинной мудрости не способствует действительному познанию
принципов мира. Человеческое сознание – душа (психе) – подчинено логосу. Гераклит придавал значение оценке
отношения мира к познанию. Он подчеркивал, что все состояния и свойства мира всегда релятивны. Он отмечал
также относительность повсеместно употребляемых понятий: ”Прекраснейшая из обезьян отвратительна, если
сравнить ее с человеческим поколением” 

История философии в кратком изложении, М., Мысль, 1995. – С. 76. .

Гераклитова философия представляет собой не цельную теоретическую систему диалектического похода к миру, но,
по крайней мере, здесь можно говорить об интуитивном объяснении сущностных черт диалектики.

Очевидно, во-первых, что единство понималось глобально: в том смысле, что все существующее, вся многоразличная




© 2007-2018 Банк рефератів | редизайн:bogoiskatel