Реклама

Замовити реферат


От партнёров

Интересное

Счетчики
Rambler's Top100

Наша колекція рефератів містить понад 60 тис. учбових матеріалів!

Це мабуть найбільший банк рефератів в Україні.
На сайті «Рефсмаркет» Ви можете скористатись системою пошуку готових робіт, або отримати допомогу з підготовки нового реферату практично з будь-якого предмету. Нам вдячні мільйони студентів ВУЗів України, Росії та країн СНД. Ми не потребуємо зайвої реклами, наша репутація та популярність говорять за себе.

Шукаєте реферат - просто зайдіть на Рефсмаркет!

Тема: «Основное содержание философских учений Ионийской философии» (ID:33537)

Скачайте документ в формате MS Word*
*Полная версия представляет собой корректно оформленный текстовый документ MSWord с элементами, недоступными в html-версии (таблицы, рисунки, формулы, сноски и ссылки на литературу и т.д.)
СкачатьСкачать работу..
Объем работы:       6 стр.
Размер в архиве:   28 кб.

принципов. Именно Анаксимандр впервые заговорил о первоначале как о чем-то и материальном и, одновременно,
качественно неопределенном, предвосхищая будущее развитие философских идей. Мысль Анаксимандра об апейроне –
результат развертывания внутренней логики мысли о первоначале: если существуют различные стихии, то
нецелесообразно провозглашать какую-то одну из них в ранг этого первоначала, предпочитая ее всем другим.
Анаксимандр решительно отказался от провозглашения в качестве первоначала воды (Фалес), воздуха (Анаксимен),
огня (Гераклит) или всех четырех стихий вместе, совершив "прорыв" к апейрону – абстрактному,
неопределенно-бескачественному, материальному началу. Тем самым был осуществлен крупный шаг вперед по
сравнению с предшественниками (и даже пследователями), шаг на пути к абстрагированию первоначала как общего,
не ассоциируемого с конкретной качественной стихией.

По Анаксимандру, из апейрона путем выделения, возникает все, что было, есть и будет в этом мире. Сам апейрон,
как то, из чего все возникает и во что все превращается, есть нечто постоянно пребывающее и неуничтожимое,
беспредельное и бесконечное во времени. (До Аристотеля, включая и Анаксимандра, слово "апейрон" у всех
античных мыслителей, выступало как прилагательное, т.е. атрибут некоего существительного.)

Анаксимандра можно считать одним из прародителей античной диалектики, т.к. именно с него начинается ее
предыстория. Так, рассуждая о различных видах существования первоначала, он выдвинул идею о равноправии
материальных состояний. Влажное, согласно Анаксимандра, может высохнуть, сухое – увлажниться и т.д., т.е.
речь шла о взаимосвязи и возможности взаимопереходов между различными состояниями материального, более того,
противоположные состояния, по Анаксимандру, имеют под собой какую-то общую основу, будучи сосредоточены в
этом едином – апейроне – из которого они все и вычленяются. Эти идеи философа проложили путь к одной из
важнейших диалектических идей, выдвинутых последующей философской мыслью, – идее единства и борьбы
противоположностей.

Анаксимандр, возможно, размышлял над фактом, что мир состоит из серии противоположностей, где одна стремится
превозмочь другую. Несправедливость влечет за собой противодействие. И время виделось ему как судья, который
указывает границу каждому из вступающих в противодействие начал, ограничивая господство одного в пользу
другого, и наоборот. Ясно также, что не только чередование противоположностей есть "несправедливость",
родиться для каждой из них означало противопоставить себя другой. И, поскольку мир рождается из раскола на
противоположности, сначала выступает несправедливость, которая должна искупить себя смертью (концом) того же
мира, который, впрочем, потом рождается вновь в порядке определенных циклов бесконечного времени.

Есть даже, как было замечено, двойная несправедливость, значит, двойная нужда в искуплении: "а) Мир рождается
из раскола, основа же едина, б) С другой стороны, после распада каждая из противоположностей пытается
узурпировать права того, что уцелело и доминировать, подобно бессмертному Богу".

История философии: Энциклопедия, Минск, Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002. – С. 55.

Диалектические принципы, которые проповедовал Анаксимандр, нашли свое отображение в его космогонических
представлениях. Земля воображалась им в форме цилиндра, которая ничем не поддерживаемая, покоится в
подвешенном состоянии по причине одинаковой удаленности всех частей, т.е. равновесия сил. Из жидкого элемента
под воздействием солнца рождаются первые организмы, элементарные структуры, из коих мало-помалу развиваются
животные все более сложные. Генезис космоса происходит, по разумению философа следующим образом. В некоем
моменте вечности возникли первые две противоположности: холодное и горячее. Холодное по первоначальной природе
было жидким; частично трансформированное горячее – огнем, оно образовало воздух, периферийные сферы. Огненная
сфера утроилась, рождая солнце, луну и звезды. Жидкий элемент, собираясь в земных впадинах, образовал моря.

Анаксимандру приписывают одну из первых формулировок закона сохранения материи ("из тех же вещей, из которых
рождаются все сущие вещи, в эти же самые вещи они разрушаются согласно предназначению"). Порождение
оформленного Космоса у Анаксимандру осуществляется через этап вычленения из "всеобъемлющего мирового
зародыша", этап "разделения" влажного холодного ядра и огненной коры и этап взаимодействия и борьбы
последних.

Анаксимандр ввел термин "закон", применив понятие общественной практики к природе. Он полагал, что порождение
всего живого обусловлено испаряемой солнцем влагой и поэтому происхождение людей можно объяснить изменением
"животных другого вида", напоминающих рыб.

Фалес не ставил вопрос о том, как и почему из первопричины происходят все вещи. Анаксимандр ставит этот вопрос
и отвечает на него: "Там, где вещи получают свое рождение, там же находят и разрешение сообразно
необходимости; взаимообразно платят дань Несправедливости по вине своей в порядке времени".

История философии: Энциклопедия, Минск, Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002. – С. 55. Если бесконечна
первооснова, бесконечны и миры, как в том смысле, что наш мир – один из бесконечных миров, в ряду как тех, что
предшествовали и тех, что воспоследуют (по схеме: рождение – жизнь –смерть), так и в том смысле, что наш мир
сосуществует одновременно с множеством других миров. Идея первоначальной вины и ее искупления в соединяется с
идеей уравновешивающей справедливости. Логос Анаксимандра еще заимствует эти представления. Но уже его ученик
Анаксимен пытается дать сугубо рациональное решение этой проблемы.




4. АНАКСИМЕН КАК ТИПИЧНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ НАТУРФИЛОСОФИИ


Анаксимен (585 – 525 до н.э.) ионийский натурфилософ, ученик Анаксимандра. Его можно рассматривать и как
продолжателя линии последнего, и как прямого последователя Фалеса. До нас дошли три фрагмента из его
сочинения "О природе" в ионийской прозе, а также устные предания.

В качестве материального первоначала Анаксимен предложил такое, которое одновременно отвечало и идее Фалеса
(первоначало как конкретная природная стихия) и представлениям Анаксимандра (бескачественное начало –
апейрон). Анаксимен полагал, что первоначало бесконечно, но это бесконечное – воздух, воздушная безграничная
субстанция.

Воздух у Анаксимена – это самая бескачественная из всех материальных стихий, прозрачная и невидимая
субстанция, которую трудно увидеть, которая не имеет цвета и обычных телесных качеств. При этом воздух – это
качественное первоначало, хотя во многом и являющееся образом всеобщей стихийности, наполненным
обобщенно-абстрактным, философским содержанием. Из воздуха, согласно убеждений философа, благодаря разрежению
возникает огонь, благодаря сгущению – ветер, облака, вода, земля и камни. На принципе параллелизма микрокосма
и макрокосма основан выбор Анаксимена воздуха в качестве космогонического первопринципа и актуальной
жизненной основы космоса: "подобно тому как воздух в виде нашей души скрепляет нас, так дыхание и воздух
охватывают всю Землю". Постулирование "сгущения" и "разрежения" единой праматерии предполагало шаг к
разработке первых учений о качественных изменениях в мире.

В определенном смысле Анаксимен укрепил и завершил тенденцию стихийного древнегреческого материализма поисков
естественных причин явлений и вещей. Он первоосновой мира полагает определенный вид материи. Такой материей он
считает неограниченный, бесконечный, имеющий неопределенную форму воздух. По Анаксимену, разряжение воздуха
приводит к возникновению огня, а сгущение вызывает цепочку превращений: в результате сгущения образуются
ветры, ветры, в свою очередь, при дальнейшем сгущении, образуют тучи, тучи – воду, вода – землю, земля –
камни. При этом сгущение и разряжение понимаются философом как основные, взаимно противоположные процессы,
участвующие в образовании различных состояний материи. Эта теория имеет то достоинство, что она делает все
различия между различными субстанциями количественными различиями, зависящими исключительно от степени
сгущения.

Пифагорейцы открыли, “что Земля шарообразна, но атомисты придерживались взгляда Анаксимена, согласно которому
Земля имеет форму, подобную диску.

Естественное объяснение возникновения и развития мира Анаксимен распространяет и на объяснение происхождения
богов. Анаксимен впервые вводит понятие взаимного отношения праматерии и движения. Воздух как праматерия,
согласно его взглядам, ”постоянное колеблется, ибо если бы он не двигался, то и не менялся бы настолько,
насколько он изменяется” 

История философии в кратком изложении, М., Мысль, 1995. – С. 64.. По словам философа, ”мир дышит”.

Анаксимен вызывал в древности большее восхищение, чем Анаксимандр, хотя по современным понятиям, как раз все
происходит наоборот. Анаксимен оказал значительное влияние на Пифагора, а также на многие последующие
философские построения.

"Воздух – то, что ближе к бестелесному (в смысле, что не имеет формы и границ, тела, и потому невидимо), и мы




© 2007-2018 Банк рефератів | редизайн:bogoiskatel