Реклама

Замовити реферат


От партнёров

Интересное

Счетчики
Rambler's Top100

Наша колекція рефератів містить понад 60 тис. учбових матеріалів!

Це мабуть найбільший банк рефератів в Україні.
На сайті «Рефсмаркет» Ви можете скористатись системою пошуку готових робіт, або отримати допомогу з підготовки нового реферату практично з будь-якого предмету. Нам вдячні мільйони студентів ВУЗів України, Росії та країн СНД. Ми не потребуємо зайвої реклами, наша репутація та популярність говорять за себе.

Шукаєте реферат - просто зайдіть на Рефсмаркет!

Тема: «Основное содержание философских учений Ионийской философии» (ID:33537)

Скачайте документ в формате MS Word*
*Полная версия представляет собой корректно оформленный текстовый документ MSWord с элементами, недоступными в html-версии (таблицы, рисунки, формулы, сноски и ссылки на литературу и т.д.)
СкачатьСкачать работу..
Объем работы:       6 стр.
Размер в архиве:   28 кб.

2. ФАЛЕС – ПЕРВЫЙ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ФИЛОСОФ


Фалес (около 640/625 – около 547/545 до н.э.) – первый ионийский и древнегреческий философ, основатель
Милетской школы, политический деятель, один из "семи мудрецов". В фокусе внимания Фалеса были проблемы
природы. Как представитель натуралистического подхода к объяснению основ мира, он возводил все многообразие
явлений и вещей к единой первостихии – воде. Сочинения Фалеса, где он излагает свои воззрение на природу и
бытие – "О солнцевороте" и "О равноденствии" и другие – к сожалению, не сохранились.

Фалес делает первый шаг на пути формирования в античной философии идеи arche как субстрата мира, заложив
основы перехода от свойственного для мифологии генетизма к субстратному мышлению: согласно этого философа, не
только: 1) все сущее возникло из воды, 2) все постоянно возникает из воды, 3) все станет и 4) все становится
водой, но также и: 5) все есть вода.

Согласно Фалеса, все из воды: во-первых, начало всех животных – сперма, она влажная; во-вторых, все растения
питаются влагой и от влаги плодоносят, а лишенные ее засыхают; в-третьих, и сам огонь Солнца и звезд питается
влажными испарениями, равно как и сам Космос. Жизнь у Фалеса необходимо предполагает питание и дыхание: в
этих функциях выступают вода и божественное начало ("псюхе").

В своей сущности, он был гилозоистом. (от греч. hyle – вещество, материя и zoe – жизнь) – концепция,
признающая одушевленность всех тел, космоса, материи, природы. Гилозоизм снимал принципиальное различие между
неорганической и живой природой. Термин ”гилозоизм” был введен в 1678 для обозначения ранних греческих
философских концепций, признающих одушевленность всеобщим свойством макро- и микрокосма (Фалес,
Анаксимандр, Анаксимен). Социокультурные истоки гилозоизма уходят корнями в особенности культуры ранних
традиционных обществ и Запада, и Востока, рассматривающих природу как единый целостный живой организм.

Фалес одушевлял все сущее считая, что неживая природа, все вещи имеют душу. Например, магнит и янтарь, по
Фалесу, являются наиболее характерными предметами, которые свидетельствуют про наличие у неживых вещей души.

Земля, по его мнению, – это центр Вселенной. Бог – это ум Космоса, а Вселенная, кроме того, одушевлена и
одновременно полна божеств. Философ допускал наличие множества богов. Панпсихизм, приписываемый Фалесу,
дополняет его гидрокосмогоническое видение мира в традиции древнеегипетских представлений о творении земного
диска из первобытного океана вкупе с "жизненным дыханием". Он представлял Землю в виде плоского диска,
который покоится на воде.

Фалес был одним из семи греческих мудрецов. Каждый из этих семи мудрецов прославился тем или другим мудрым
высказыванием. Согласно традиции, высказывание Фалеса заключалось в том, что “вода есть наилучшее". Именно
Аристотель сообщает про Фалеса его позицию, что вода является первичной субстанцией, а все остальное
образуется из нее.

Воду он понимал не как конкретную форму или персонификацию мифологической силы, а как аморфное, текущее
сосредоточение материи. При этом «вода» Фалеса означает основополагающий принцип как в смысле «стойхейон», так
и в смысле «архе». Аристотель, излагая учение Фалеса, употреблял два выражения: вода как элемент материи,
стихия природы и вода как первооснова, общее, субстрат всех вещей, первоначало, видоизменения которого и дают
различные состояния 


Радугин А.А. Философия: Курс лекций, М., Владос, 1995. – С. 35.. Все остальное возникает путем «сгущения» или
«разрежения» этой первоматерии. Все существующее разнообразие вещей Фалес рассматривал как проявление этого
единого, вечного начала.

Фалес был также одним из самых первых выдающихся греческих ученых, который оставил большое научное наследие.
Он точно определил продолжительность года – 365 дней; сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и
др.). В 585 до н.э. предсказал солнечное затмение. Фалесу приписывается изречение: "Познай самого себя"

История философии: Энциклопедия,  Минск, Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002. – С. 1076..

Говорят, что Фалес предпринял поездку в Египет и привез оттуда для греков сведения по геометрии. Все познания
египтян в области геометрии состояли главным образом в чисто эмпирических приемах. И нет оснований думать, что
Фалес пришел к дедуктивным доказательствам, таким, например, которые были открыты греками позднее. Вероятно,
Фалес открыл, как, исходя из наблюдений, сделанных из двух прибрежных пунктов, определить расстояние до
корабля в море, а также как, зная длину тени пирамиды, найти её высоту. Ему приписываются многие другие
геометрические теоремы, но, по-видимому, ошибочно.

В целом, Фалес сыграл выдающуюся роль в становлении и развитии как ионийской философии, так и всей греческой
философии. Его считают первым философом и с него начинают рассказывать про становление и развитие этой науки в
Древней Греции.





3. АНАКСИМАНДР – УЧЕНИК И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬ ФАЛЕСА.


Анаксимандр (610—540 до н.э.) – ионийский (из Милета) натурфилософ, ученик и последователь Фалеса.
Анаксимандру приписывают первое письменное прозаическое произведение ("О природе"). Считается также, что этот
философ совершил несколько колониальных экспедиций, написав после этого ряд географических сочинений, и первым
изобразил границы тогдашнего мира на карте. Анаксимандр сделал ряд инженерных изобретений, среди которых
солнечные часы ("гномон"), много занимался астрономией, пытался сравнить величину Земли с другими известными
тогда планетами.

Подобно Фалесу, он стихийно тяготел к материализму. Также как и Фалес, Анаксимандр ставил вопрос о начале
мира. Он утверждал, что «первоначалом и основой является беспредельное (apeiron), и не определял его ни как
воздух, ни как воду, ни как что-либо иное. Апейрон (от греч. – отрицательная частица, peiron – предел, конец)
– понятие древнегреческой философии, обозначающее "беспредельное".

Понятие ”апейрон” Анаксимандр, скорее всего позаимствовал из мифологических картин мира разных культур (Веды,
школа орфиков и т.д.), где "беспредельное" исполняло роль значимого космогонического принципа. Кроме того,
апейрон философом уподоблялся как признак нереальности объекта – носителя этого свойства, так и атрибутивной
характеристике космоса в целом. Анаксимандр описывает его как атрибут (прилагательное в грамматическом строе)
некоей космогонической праматерии, объемлющей извне отструктурированный космос и призванной поглотить его
после гибели последнего.

Он учил, что ”части изменяются, целое же остается неизменным” 

История философии в кратком изложении, М., Мысль, 1995. – С. 65. . Анаксимандром углубляется проблематика
первоначала. Он видит в воде уже нечто производное и полагает началом (архэ) бесконечное и неопределенное, из
которого проистекают все вещи. Термин, употребляемый Анаксимандром, – апейрон, – как раз и означает нечто,
лишенное границ как внешних (в пространственном смысле, и следовательно, количественно бесконечное), так и
внутренних (значит, качественно недетерминированное). Как количественно и качественно неограниченное апейрон
дает начало другим вещам, ограничивая их различным образом. Апейрон обнимает и окружает, управляет и
поддерживает все в качестве детерминирующего; все вещи производятся им, сосуществуют с ним и в нем.

Это бесконечное начало выступает как божественное, ибо оно бессмертно и неразрушимо. Но Анаксимандр
приписывает свой первопринцип богам не совсем в духе Гомера и античной традиции, как бессмертное начало,
управляющее и поддерживающее все; он уточняет, что оно не только не имеет границ, конца, но также и начала.
Античные боги не умирали, но рождались. Божество Анаксимандра не умирает, и не рождается. Таким образом у
него, как и у Фалеса, мы видим смещение основы, на которой возводилась теогония, т.е. генеалогия Богов, в ином
значении, нежели в традиционной греческой мифологии. У Анаксимандра Бог – первопричина, Боги становятся
мирами, универсумами, коих множество, и они-то циклически возникают и гибнут.

Анаксимандр объяснял возникновение вещей не игрой стихий, но тем, что в вечном движении выявляются
противоположности. То есть у этого философа мы, видимо, впервые встречаемся с осознанием значения
противоположностей по отношению к развитию.

У Анаксимандра встречается проблематика, которую Фалес лишь абстрактно обозначает, – проблематика
возникновения и формирования жизни. Способность жизни приписывается здесь непосредственно определенному виду
материи. Кроме того, Анаксимандр к естественному ряду развития животных относит и человека.

Аристотель указывал о том, что Анаксимандр понимал апейрон в качестве "первоначала" мира как принцип всех




© 2007-2018 Банк рефератів | редизайн:bogoiskatel